Историческая справка

Глава I. История Петинской церкви в период XVIII – XX вв.

I.1. Богословская церковь в XVIII веке — XIX вв.

Воронежский уезд стал складываться сразу после основания в 1586 г. города-крепости Воронеж. К 1615 г. в нем уже насчитывалось 59 поселений, которые описаны  Г. Киреевским «Дозорная книга». Основателями первых воронежских сел и деревень были мелкие русские служилые люди, переведенные в Воронежский край для несения службы из разных русских уездов. Одно из этих поселений Верхнее Малышево, в дальнейшем село Петино, названо по фамилии служилого человека Якима Родионовича Петина. [1].  В XVIII веке село переименовывается в Богословское по имени сельской церкви. В книге «Записки Императорскаго русскаго географическаго общества. Книжка XII» под редакцией П.Н. Небольсина говорится о том, что в Петино-Богословское деревянная церковь во имя Иоанна Богослова построена «въ немъ въ первый разъ 1715 году, и при ней, даже въ 1746 году было прихожанъ однодворцев всего 10 дворовъ». [2].

В Хронологическом указателе церквей в Воронежской епархии (1586-1886 гг) упоминание церкви Иоанна Богослова в с. Петино встречается в 1732 г., «1869 г. церковь Иоанна Богослова с. Петино, Ворон. уезде, каменная». [3].

Архиепископ Дмитрий (Самбикин) писал: «Церковь в селе Богословском (Петино тоже) Воронежскаго уезда, каменная с такою же колокольнею, построена в 1869 году, освящена 10 ноября того же года. В этом селе существовала Богословская церковь в начале XVIII века и в 1732 году при ней был священник Иаков. Земли 33 десятины (30 пахотной и 3 сенокосной). Церковный дом деревянный. Прихожан 628 душ. Хутора Александровка и Орловка (обе в 6 верстах)». [4].

I.2. Богословская церковь в XX в.

По данным Воронежской епархии за 1900 г., в штате церкви числились: священник (Алексей Попов) и псаломщик (Василий Котов). Приход насчитывал 158 дворов, в которых проживало 1124 человека.[5].

В Советский период село вернуло название «Петино».

Со слов очевидцев мы знаем, что сам храм стоял в районе современной улицы Мира, на возвышенности недалеко от берега реки Дон. Храм был просторный, сложен из красного кирпича. Венчал его большой купол с крестом, вокруг которого были еще небольшие главки, также с крестами, но поменьше. Колокольня примыкала к храму. Также на ней возвышался красивый крест, который сиял в солнечные дни. Стены храма были расписаны до потолка, на потолке изображены ангелы. Хор располагался вверху на хорах. Много было больших окон. Вход в храм предваряло крыльцо, по которому любили бегать дети, которых во время службы всегда было много. После входа прихожане попадали в небольшой притвор, за которым слева находился вход в помещение — крестильню. Это было отапливаемое помещение с купелью посредине. Внутри храма слева располагалась свечная лавка. Иконостас был высокий с иконами в полный рост. Рядом с храмом находилось небольшое здание – сторожка из того же кирпича, что и храм. После богослужений там отдыхал священник. Ограждения вокруг храма не было.

image009

Вид на р. Дон с места, недалеко от места старого храма

Для своих прихожан он был самым красивым, а судя по дате закладки, намоленным местом. К 40-м годам церковь в с. Петино осталась единственной в округе. Сюда на большие праздники стекались верующие из соседних сел: Устья, Орловки, Еманчи. Удивительным для советского богоборческого времени образом богослужения в церкви не прекращались вплоть до оккупации села фашистскими захватчиками. Но и во время оккупации церковные двери не были закрыты для сельчан. Люди приходили помолиться о своих близких, о скором прекращении войны, возвращении живыми и невредимыми родных и близких. Ночью, во время бомбежек, стены и купол храма служили защитой местных жителей от снарядов, ведь петинцы на тот момент жили в деревянных домах, а храм был каменный.

Но однажды утром все село содрогнулось от взрыва. Это фашисты взорвали церковь, так как она служила для советских летчиков ориентиром при авиаударах. Старожилка села Анна Петровна Алферова вспоминала, как прибежав, люди увидели груду кирпича. То, что удавалось найти уцелевшим, жители разносили по домам.

izobrazheniya-428

Анна Петровна Алферова (2016 г.)

image011

Место, где стоял Иоанно-Богословский храм (отдано под застройку)

О разрушении храма также вспоминала и Сезина Мария Федоровна (1916 — 2007) — жительница ул. Бунакова напротив старого храма. Она рассказывала дочери, а потом и внучке — Татьяне о том, что фашистские оккупанты заминировали храм в праздник Успения Божией Матери во время Богослужения (28 августа 1942 г.). Было много народу и люди видели, как немцы ходили с проводами и закладывали взрывчатку. После службы всех вывели на улицу. Кроме прихожан вывели и жителей соседних домов на безопасное расстояние. Храм взорвали аккуратно — он просел и сложился внутрь. Эту информацию подтвердил и другой свидетель этих событий — Сезин Михаил Федорович, житель села 1931-го года рождения.

После войны в 1946 году группой верующих была предпринята попытка возродить в с. Петино церковь, была подана соответствующая петиция. Вот ответ на нее: «Рассмотрев ходатайство верующих в количестве 21 человека об открытии церкви в с. Петино Гремяченского района и заключение уполномоченного Совета по делам РПЦ СМ СССР тов. Гостева, не поддерживающего данного ходатайства, и имея ввиду, что здания церкви в с. Петино не имеется, а бывший дом священника, который верующие просят передать в их пользование, занят под школу и кроме того в 5 км от Петино имеется действующая церковь в селе Девица Семилукского района, исполком решает: ходатайство отклонить. 13.08.1946 года».[5].

Глава II. Новая история новой сельской церкви имени Иоанна Богослова.

Строительство нового храма началось в конце 90-х годов XX века. Изначально местным меценатом планировалось заложить часовню у Петинского кладбища. Им были заложены фундамент и стены будущего храма. Из-за недостатка средств несколько лет здание оставалось недостроенным. Однако верующие сельчане вскоре взялись за дело. Их трудами были собраны необходимые денежные средства и подготовлены строительные материалы. Вскоре было принято решение достраивать здание уже как полноценный храм. Жители сел Петино, Устья, Орловки и Опытного участвовали в деле созидания храма как своей посильной жертвой, так и физическим трудом.

23 августа 2009 года Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил освящение новопостроенного храма во имя св. Иоанна Богослова. Современная церковь небольшая, построена из красного кирпича, стены ее венчает серебристый купол переливы которого, радостно играя на солнце, трогают сердце и душу каждого прихожанина. Несмотря на внутреннее скромное убранство храма, он наполнен чудесным светом. Во время богослужений поет хор певчих из местных жителей.

На Руси исторически сложилось так, что храм – это еще и колокольный звон. Колокол возвещал радостным перезвоном о хорошем: появлении новой жизни — крещении, созданием новой семьи – венчании, а так же сообщал о горе – отпевании, или что еще хуже о беде – раздавался набат.

В нашем Петинском храме именно этот исторический артефакт прошел через века, соединяя разные времена и эпохи. Небольшой колокол с колокольни старого храма был сохранен местными жителями и возвращен современному храму.

izobrazheniya-417

Старый колокол

Кроме того в храм вернулись старые иконы, которые также предположительно когда-то украшали стены древнего Петинского Иоанно-Богословского храма.

image019 image017 image015

Древние иконы

Икона «Помощница в родах»

Одна из икон — Божией Матери «Помощница в родах» — хранилась в одной петинской семье, где передавалась из поколения в поколение, как семейная ценность. После того, как храм был разрушен икона оказалась у бывшего церковнослужителя Петинского храма по имени Матвей, который и передал ее своим потомкам.  29 ноября 2017 г. в день ап. и ев. Матфея икона была передана Петинскому храму, где и находится сейчас на северной стене в ряду Богородичных икон.

Особо следует сказать о Святом покровителе Петино — Иоане Богослове.  Святой апостол и Евангелист Иоанн Богослов занимает особое место в ряду избранных учеников Христа Спасителя. Нередко в иконографии апостол Иоанн изображается кротким, величественным и духоносным старцем, с чертами девственной нежности, с печатью полного спокойствия на челе и глубоким взором созерцателя неизреченных откровений. Другая главная особенность духовного облика апостола открывается через его учение о любви, за которое ему по преимуществу усвоено наименование Апостола любви. Действительно, любовью пронизаны все его писания, основная мысль которых сводится к понятию, что Бог в Своем существе есть Любовь (1 Ин. 4, 8). В них он останавливается преимущественно на проявлениях неизреченной любви Бога к миру и человеку, на любви своего Божественного Учителя. Он постоянно увещевает учеников к взаимной любви.

Поэтому люди, проживающие в Петино, имеющие такого заступника, по-доброму относятся друг к другу, обстановка в поселении миролюбивая.

Церковь Иоанна Богослова в селе Петино — место, которое объединяет людей в их радостях, скорбях, нуждах и покаянии. Здесь под покровом святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова христиане учатся любить настоящей евангельской любовью, дарить радость своим близким, помогать бедным и нуждающимся и во всем и всегда прославлять имя Божие на земле.

 

  1. Воронежский край с древнейших времен до конца XVII века. Документы и материалы по истории края / Сост. В.П. Загоровский. – Воронеж, 1976. – 192 с. (53 стр.)
  2. Записки Императорскаго русскаго географическаго общества. Издана под редакцией П.Н. Небольсина, С.Петербург, 1857 г.
  3. Хронологический указатель церквей в Воронежской епархии (1586-1886 гг), Воронеж, типография В.И. Исаева, 1886 г.
  4. Самбикин «Указатель храмовых праздневств в Воронежской епархии. 1881-1884. В I стр.89».
  5. Интернет-ресурсы
  6. Список  населенных мест по сведениям 1859 г. Издан Центральным Статистическим Комитетом Министерства Внутренних Дел 1865 г.

По материалам исследовательской работы ученицы 5-го класса Орловской средней общеобразовательной школы Колесник Софьи Константиновны

19.01.2016